Увлечение автомобилями привело к созданию этого блога. Я уважаю японские машины, но готов писать и о представителях европейского и американсокго автопрома.

воскресенье, 20 сентября 2009 г.

Вторая поездка на Алтай. На пузотерках через Кату-Ярык

В первой поездке в республику Алтай подвела катастрофическая нехватка времени и проблемы со второй машиной, поэтому в этот раз было решено ехать с гораздо большим запасом времени и другими попутчиками.Грунтовку Таштагол-Турочак решили больше не проверять, а поехали по асфальту, через Бийск.

Выехали утром в 7 часов, через 3 часа въехали в Алтайский край с его полями до горизонта, а к обеду уже въехали в республику Алтай.

Еще на территории Алтайского края заехали в деревню Сростки, где родился и вырос В.Шукшин. Полюбовались местным храмом, затем полезли на гору, где установлен памятник Шукшину.

Виды с этого холмика просто офигенные - с одной стороны алтайские равнины, с другой стороны алтайские горы, дух захватывает...

Где-то перед въездом в республику Алтай проголодались и решили поесть в придорожном кафе. Цены умеренные, вышло примерно по 150р. с человека. Далее нас ждал тур комплекс Бирюзовая катунь и Тавдинские пещеры.

Нагулявшись и налазившись поняли что уже надо бы искать место для ночевки, время было около 5 часов вечера. Решили остановится на озере Манжерок, вроде как курортное место. Для этого надо было вернуться назад по чуйскому тракту километров на 10, а затем ехать по указателям. Сам въезд на озеро 100р. с машины, даже какую-то квитанцию дали. Само озеро не впечатлило - обычная не очень чистая лужа. На берегу есть причал с прокатными лодками и катамаранами, тут же недалеко в поле можно полетать на дельтаплане или покататься на квадриках. Дрова можно купить, так же недалеко деревня с магазинами. На противовположном берегу какое-то грандиозное строительство, поэтому частенько в поле проносятся камазы со стройматериалами, вдоль дороги разрыта канава вроде как для трубопровода. В общем и целом заповедность этого места ну никак не ощущается, ощущение что попал на стройку, а рядом есть озеро.

Утром выехали с расчетом доехать до турбазы на Ильгуменских порогах. Ехать комфортно и приятно, т.к. машин мало, жара еще не установилась, толп туристов не наблюдается, красота... По пути решаем заехать на Камышлинский водопад, проход к которому ведет через подвесной мост, возле турбазы Царская охота.

Обратный путь до базы проделываем на моторке. В этот раз с нами был ребенок, поэтому сильно экстримального катания по волнам не получилось.

Дальнейшая дорога не сильно интересная, тем более если уже ездил по ней хотя бы раз. Незаметно доехали до семинского перевала, на вершине обнаружили, что у Мазды начинает вытекать левая передняя стойка, однако решаем продолжать путь. Впереди нас ждет Чике-Таман, этот перевал уже незаметно не проедешь. Хотя от прошлой поездки прошло всего немного времени, но перевал всеравно захватывает дух.

Спустившись с Чике-Тамана делаем небольшой привал возле истояника, что бы размять ноги. Далее часам к 4 добираемся до турбазы на слиянии рек Ильгумени и Катуни. Эту турбазу я заприметил еще в предыдущей своей поездке, поэтому было решено остановится здесь на ночевку. Цена за 2х местный домик 900р., за 4х местный аил 1400. Однако 4х местный аил на самом деле может до 10ти человек свободно вместить. Домики на самом деле не отличаются большим комфортом. То же самое что и спать в палатках. Из удобств - большой стол и электричество. Еще можно заказать баню, или купить у администратора пива/продуктов по космическим ценам. Все это компенсируется отличными видами и самим расположением базы.

Недостаток базы в том, что машина остается очень далеко от домиков, все вещи приходится переносить вручную на довольно большое расстояние. Вообще я конечно ожидал чуть большего уровня комфорта от базы, но и того что было, вполне хватило. На этом месте в нашей мыльнице кончилась 512Мб флешка, поэтому частично пришлось снимать на свой телефон.

Утром снова встали на трассу и поехали в сторону Акташа. По дороге остановились на слиянии Чуи и Катуни. Со смотровой площадки местечко очень даже неплохо просматривается, захватывающие виды.

Одна из остановок была возле каменного воина. В этот раз дошли до скалы и посмотрели на имевшиеся там петроглифы. Конечно из не так много, как в парке до этого, но вполне достаточно что бы составить общее впечатление от художеств древних людей.

Водопад девичьи слезы был следующим пунктом остановки, набрали на нем воды и двинули дальше до Акташа. В Акташе купили влешку на 2 гига, заправили машины под горлышко и отобедали в местной столовой. Кроме того что все было вкусно, так еще и цены нас просто поразили. На двоих вышло 150р., при чем в эту сумму вошло еще несколько пирожков, которые взяли с собой. Сразу за Акташем дорога идет круто вверх. На этой грунтовке у Мазды начинает пробивать вытекшую стойку, поэтому приходится ползти... Доползаем до красных ворот, где кроме фотосессий набираем воды в бачки омывайки.

Дальше в черепашьем темпе доезжаем до вида на снежные вершины

Дорога вновь приобретает асфальтовое покрытие и далее до Балыктуеля так и идет - либо грунтовка, либо асфальт. На улаганском перевале есть форелевое озеро, кругом таблички что рыбачить запрещено. Многие там останавливаются и по всей видимости надолго, но на ночевку я бы там останавливаться не стал - температура совсем не располагает к ночевке в палатках.

В Балыктуеле где-то по середине деревни надо свернуть на мост через ручей и по грунтовке ехать круто в гору. У нас с собой был навигатор с проложенным маршрутом до Кату-Ярыка, поэтому трудностей с поиском поворота не возникло. Перемахнув через эту горку, у подножья можно посетить Пазырские курганы, подъезд есть для легковой машины.

Дальше дороги расходятся, снова сходятся, ехить можно по любой. Дороги по качеству такие что легковушка пройдет только в сухую погоду.

До перевала Кату-Ярык ползли около 2х часов, можно было бы и быстрее местами, но не позволяла вытекшая стойка. И вот он перевал с долиной и речкой Челушман внизу.

На мазде включил коробку в режим холд и тормозя двигателем на первой передаче спустился вниз, практически нигде не останавливаясь для остужения тормозов. Да и само торможение не доставляло хлопот, всетаки 4 дисковых тормоза вентилируемые диски. В десятке же, как мне потом поведал водитель, под самый конец спуска педаль уперлась в пол и в общем-то было страшно что тормоза откажут совсем. Когда осматривали диски на предмет нагрева внизу, у десятки действительно от дисков веяло жаром.

Кстати на предудущем фото спускается уазик на пониженной. Потом мы его видели ремонтирующимся на ближайшей базе. Как я понял у него отказалась выключаться пониженная передача. Да и вообще местное население весьма пофигистки относится к поездкам на автомобиле в такой глуши от сервисов и монтажек. По дороге был случай - алтайцы стояли на обочине и перебортовывали колесо на тойоте короне. Как я понял запаски у них не было отродясь. Но кроме того у них и комплекта для ремонта колеса не было. Спрашивали у всех проезжающих какой-нибудь кусок резины, что бы наложить заплатку.

Дорога в долине - грунтовка приемлемого качества. Однако на легковушках зевать не стоит, попадаются крупные каменюки, растущие прямо посреди дороги.

По навигатору встали на ночевку как можно ближе к месту, откуда следует идти на водопад Урчар и каменные грибы. На юг Телецкого озера ехать не стали, по многочисленным отзывам смотреть там кроме плавника и голый берег не на что. На месте стоянки водится хариус, мы конечно ничего не поймали, но более опытный рыбак при нас выдернул рыбку...

Ночевка на берегу Челушмана была одна из самых теплых за всю поездку, сказывается местный микроклимат долины. На утро выяснилось что находимся мы рядом с турстоянкой. Место огорожено, есть баня, генератор и т.д. Въезд 50р. с машины, поставить палатку 100р. Мы же задались целью посетить водопад Урчар, поэтому просто поставив машину под охрану на этой же базе заказали переправу на другой берег на лодке по 100р. с человека.

Дорога на Урчар сначала идет по полю и идти в общем-то легко, однако потом она начинает все круче и круче взбираться на гору.

Где-то на пол пути надо будет преодолеть ручей, через который перекинуто пара бревнышек.

Так же на тропе будет место, где надо перелезть овраг, прилипнув к скале метров 10.

Вот тут-то и начинается самое тяжелое. Водопад конечно уже видно, но до него еще очень далеко. А судя по резко ухудшившейся тропинке, скалу преодолевают немногие. В конечном итоге наши спутники через скалу то же не поползли, а развернулись в обратный путь. У жены расслоился кроссовок, поэтому дальше в дебри мы то же не поползли, решив что надо еще как-то будет возвращаться назад с порваным кроссовком. Да и сил было уже реально мало на обратный путь.

Обратный путь дли довольно резво. Из-за жары искупался в ручье, сил сразу прибавилось. Поэтому своих попутчиков мы догнали, когда они садились в лодку на переправе. На сам водопад выходить лучше рано утром, т.к. времени данный поход отнимает очень много и если выйти после обеда, то есть шанс реально заночевать в горах. На базе очень удивились что нам так сложно далась дорога и говорили что в следующем году даже планируется открыть конный маршрут. Из этого мы сделали вывод что в горы мы поперлись зря, хоть там и натоптана тропа. Видимо можно пройти маршрут по низу, вдоль самой реки. Там где мы были наверняка никакая лошадь не пройдет.

Вот и пришло время разворачиваться на обратный путь. По грунтовке доехали почти до самого перевала и встали на ночевку где-то между двумя базами у подножья перевала. Утром решили идти на штурм перевала. Вернее штурмовать решился его только я на мазде, в десятке категорически были настроены подниматься только на веревке у газ66.

Взобраться у меня не получилось. Подъем слишком крут для переднего привода, машина просто встает в самом крутом месте и шлифует колесами сжигая резину. Жалею что не попробовал заехать задним ходом, однако время уже поджимало и пришлось сдаться на милость газ66. При этом ценник он заломил 1т.р. за преодоление самого сложного участка и 2 т.р. за преодоление до 3го поворота, где дорога уже боле-менее нормальная. Не разобравшись кто есть кто, газ 66 потащил сначала десятку, отцепил после сложного участка и сказал что дальше он сам заедет. Нас же на мазде дотащил до третьего поворота, хотя мы просили протащить только через самое крутое место.

На втором препятствии десятка пробила колесо о камни и пока нас тащили, была установлена запаска. Однако препятствие было взято самостоятельно, несмотря на передний привод и 4х человек в салоне.

Обратная дорога ничем особо не примечательна. Привал сделали у подножья перевала Чике-Таман. Ночью начала портится погода и весь следующий день лил дождь. В районе Маймы дождь усилися до такой степени, что дворники не справлялись с потоком воды на максимальной скорости. Некстати перебегающая дорогу шавка вынудила резко тормозить, в результате в зад прилетела следующая по пятам десятка. Неприятно конечно, но все живы-здоровы, машины на ходу, так что едем дальше. По дороге сняли стресс катанием на лошадях. Дома были уже поздно вечером...

Фотоальбом этой поездки находится по данной ссылке